Валь Дизер(Франция) (07.01.2006-22.01.2006)

По дороге в аэропорт нам сообщают, что самолет задерживается. Потом оказывается, что он задерживается на 7 часов. В аэропорте Гренобля нам сообщают, что прилет нашего самолета из Москвы ожидается в 10 часов вечера… На часах порядка половины третьего дня… Багаж аэропорт принимать отказывается. Они же уверяют, что мест на других рейсах в Москву уже нет (хотя потом выяснилось, что кто-то все-таки улетел). До 6 часов вечера тупим в аэропорте, переполненном всяческими англичанами с единственной сэндвичной, звучно называющейся ресторан. Один автобус с товарищами по несчастью уговаривает своего водителя поехать в Гренобль, наш автобус найти не удалось, да и народ разбрелся… В шесть французы все же начинают регистрацию, выдают по бутылке воды и чипсам. Вещей нет, мы свободны, но на улице уже темно, даже не погуляешь. Анатолий и Катя, с которыми мы, всеми забытые, мерзли часа полтора в Бург-Сент-Морице еще по дороге в горы, предлагают пойти в ближайший ресторан, похоже единственное место обитания людей в ближайшей округе. В ресторане нас по началу встречают табличкой «все зарезервировано», но потом все же убирают одну табличку со стола типа на час, впоследствии выясняется, что вся эта резервация была туфтой по-французски. Ресторан называется «Маленький принц», несмотря на близость международного аэропорта по-английски там не говорят, но зато готовят там офигительную пиццу, вкуснее еще не ели, хотя может просто в такой ситуации даже макдачный Биг-Мак показался бы райским наслаждением. После еды Анатолий предлагает диджестив, нам приносят Шартрез 55%. Пьется восхитительно, а пахнет еще вкуснее. Второй Шартрез пошел вообще классно, из ресторана выходили уже довольные жизнью и готовые еще ждать нашего самолета. В аэропорте народу прибавилось, все лавочки оказались занятыми, нам с Саней удалось найти еще две незанятые лавочки на улице, мы тут же их притащили внутрь и на них продолжили распитие спиртных напитков уже в виде вискаря с колой. На посадку пригласили первый раз часов в одиннадцать, никто из русских не тронулся со словами «нам и тут уже неплохо сидится». Уборщицы мужественно стояли на краю зала со швабрами и ждали, когда же мы, наконец, уберемся из аэропорта. Без чего-то двенадцать пригласили еще раз, мы все же пошли на посадку, продолжая уговаривать вискарь. Билеты нам выдавали без мест, поэтому на штурм самолета были отправлены дети Анатолия с Катей, которые успешно справились с поставленной задачей. Последняя рюмка в виде пластикового стакана была за взлет, который в результате прошел более чем нормально. Домодедово встретило нас большим количеством народу и выспавшимся персоналом. В 9 утра по Москве в воскресенье мы вошли домой… а все так хорошо начиналось…

Учтя прошлогоднюю ошибку, в этом году мы выбирали место, в которое хотим поехать, а потом уже искали вариант подешевле. Эспас Килли выбран был за 300 км трасс и явное их разнообразие, а также возможность ездить по всему региону, не снимая лыж. Исходя из рассказов, что в Тине вечерами делать нечего, мы выбрали Валь Дизер.  Мы не прогадали: деревушка очень милая, естественно легко проходящаяся вся пешком, за две недели порядком надоевшая. Но Тинь, в который мы ездили днем, еще меньше и домики там совсем никакие. Правда, строят там аквапарк, но когда построят, пока не ясно.

В Валь Дизере имеется 4 супермаркета, которые работают до 9 вечера, что приятно удивило после Австрии, ну, и куча всяких ресторанчиков, которые мы так и не посетили. Все магазины работают до 7-8 вечера, а есть два каких-то спорттоварных, которые до 11, кажется. Между Валь Дизером и Ла Далем был картинговый клуб, но как нам объяснили закрытый, поэтому покататься там не удалось, только попили нахаляву очень вкусного глинтвейна. Вообще глинтвейн нахаляву там разливают на всех массовых мероприятиях, которые проходят каждый четверг в центре: перекрывается главная улица, играют и пляшут всякие музыканты, скульпторы по льду вырезают свои творения, проводятся какие-то соревнования по беговым лыжам. Также по понедельникам там в центре очень милый рыночек, на котором товарищи арабского вида торгуют всякими шапками, варежками, флисками и прочей лыжной белибердой, значительно дешевле, чем в соседних магазинах. Также там предлагаются восточные сладости и колбасы. А еще мы купили меховые тапочки: дорого, но очень мило.

Из развлечений есть бассейн, в котором можно испытать легкий культурный шок: при входе с тебя снимают ботинки и выдают вешалку с корзинкой, в которую ты в двусторонней передевалке все складываешь и сдаешь тому же мальчику, но в другом окошке. Потом идешь в душ, общий с торчащими из стены распылителями, подача воды в которые не регулируется. Это как-то очень неуютно: положить вещи не куда, купальник не снимешь, помыться как следует не помоешься. Есть, правда, пара кабинок, где можно закрыться. Потом проходишь ногами через обеззараживатель и ты в бассейне с 4 широкими дорожками длиной 25 м. Народу там было прилично. В сауну за 5 с чем-то евро выдают брелок, который многоразовый, т.е. можно брать одному и ходить толпой. При этом в сауне у них 70 градусов, в турецкой бане холодно и много пару. Надо заметить, что данные девайсы в Планете Фитнесс намного лучше. Бассейном мы остались недовольны. Он, как и каток, работает по средам до 22, в остальные дни, вроде до 19. Поход на каток нам понравился больше, хотя прокат коньков стоит тоже порядка 5 евро (против 100 руб. на Метеоре в Москве). Особенно это было ощутимо на те полчаса, что мы катались. Но удовольствия мы получили массу. Почему не знаюJ: каток крошечный, лед, правда, нормальный, коньки ужасные, но не тупые. Пожалуй, это все развлечения, не считая питейных заведений.

Очень порадовали там скибусы, которые бесплатны для всех, а не только по скипассу. Днем они ходят каждые 5 минут, а то и чаще, после катания раз в 10 мин (это на ветке от центра в Ля Дай. Другие автобусы, правда, реже ходили, но нам они не требовались), после 20:00 и до ночи по расписанию. В Австрии помнится последний автобус уходит часов в пять вечера, а дальше как хочешь. Жалко только в Тинь нет автобуса, хотя бы раз в час.

Жили мы в аппартаментах Les Clarines, такой белый многоквартирный ничем не примечательный дом, зато достаточно удачно расположенный: рядом была остановка скибуса и супермаркет. У нас была студия 23 м, официально на 3, но туда явно можно было и 4 положить. У нас был диван и кровать, из-под которой выдвигалось еще одно спальное место. Диван был явно коротковат, я-то помещалась, а вот у Сани были проблемы. Мебель вся была довольно обшарпанная, посуда с отбитыми краями. Была одна суперсковородка, к которой все прилипало и ничего не отлипало. Пришлось пользоваться другой, которая когда-то была тефлоновой, но юзеры относились к ней плохо и скребли ее ножами. У нас была терка, которую кто-то советовал брать с собой. Не было чайника, воду грели в кастрюльке, зато было 3 заварочных чайника, один из которых явно не раз использовался как чайник для нагрева воды и грели его на электроплите, потому мне казалось, что дно его вот-вот отвалится. Из хороших вещей у нас была микроволновка, правда, это был решающий момент в выборе аппартамента из 2 практически одинаковых.

Все это лирика и с этим можно было жить, но эти дремучие французы не знают, что такое пододеяльники и не вешают занавесок на ванную из соображений гигиены. В результате каждый вечер мы сооружали некую конструкцию из 2 простыней и 6 одеял (было совсем не жарко), а в ванной была вечная лужа. Зато в ванной стояло биде… Странные они французы, лучше бы на пододеяльники с занавеской разорились.

Еще нас ждал один не очень приятный сюрприз в агентстве.  Поскольку по дороге туда мы проторчали полтора часа в Бург-Сент-Морисе, то ключи нам забирал гид, вместе с ключами он отдал нам бумажку, в которой было написано, что в течение 24 часов нам надо проверить аппартамент и отдать бумажку им со всеми замечаниями, иначе все поломки будут считаться нашими. Мы, естественно, все проверили, в красках живописали все отколотые края тарелок, везде понаписали, что все плохо и пошли относить бумажку. В агентстве сидел мальчик, который хорошо говорил по-английски, он нам рассказал, что нам надо доплатить еще 500 с чем-то евро, т.к. туркомпания перечислила за нас только аванс… и долго требовал, чтобы мы подписали некий контракт на французском, где было прописано, что мы должны. Вообщем мы его послали, договорились, что придем завтра и все выясним. Зато он у нас взял вместо залога номер Саниной визы электрон, с которой они никогда ничего бы не списали, причем мы ему эту карту даже показали, как честные. Вообщем мальчик был некомпетентен, как выяснилось на следующей день его коллегой: деньги им все заплатили, контракт нам никакой не требовался, а номер карты они нам так и не вернули при отъезде, хотя он и обещал, сказав, что порвут после проверки. Хорошо нам, что карта была электрон, и мы не напрягались.

Практически везде в Валь Дизере можно платить карточкой, местами есть только ограничение, что меньше 15 евро только нал. После Мюнхена, где у меня практически нигде не брали мою карточку (мастеркард стандарт райффайзена), это было очень приятно. Проблем с языком вообщем-то не возникало: один раз на горе не смогли объяснить, что хотим мяса, и в «Маленьком принце» около аэропорта не смогли объяснить, что нам нужны отдельные счета. Большая часть обслуживающего персонала говорит вполне сносно на английском, да, и туристов-англичан там безумное количество.

Самое сладкое, как всегда, я оставила напоследок… Каталка там просто супер… Австрия отдыхает… Трассы на любой вкус, да и вне трасс можно. Сразу после приезда мы решили немного вкататься на синих трассах, быстро обнаружили, что они как многие красные в Австрии, а некоторые зеленые дадут фору синим в Целль-ам-Зее. Вообщем первые пару дней мы с удовольствием оттягивались на синих в центральной части и на Солаизе и Форете, изредка заезжая на красные. На третий день мы поехали в Тинь, где тоже с синих особо не слезали без необходимости.

На одной такой grattalu я встретилась с бордером. Я его увидела в последний момент боковым зрением, отвернуть я смогла, мои лыжи прошли в миллиметре от его борда, но на ногах я не удержалась. Летела, судя по реакции окружающих, неплохо. А он меня и не заметил, т.к. ехал задом, скорее услышал. Опять же, исходя из реакции окружающих на мой полет, въехал в меня он, а не я в него: первый вопрос мне задали, как я, а второй знаю ли я этого деятеля. Я ударила только, как всегда, запястье, минут через пять очухалась, сочувствующие граждане откуда-то снизу притащили моего обидчика (или он сам пришел…), я всем что-то промяукала, типа все ОК, и тихо поползла искать заждавшегося меня внизу Саню. Дальше я ехала медленно и с чувством, т.к. повторения не хотелось, да и рука потом дня три-четыре болела нехило.

На четвертый и пятый день мы катались уже только по красным трассам и синие особо не прельщали, в том числе посетили ледник La Grande Motte, откуда можно просто офигительно классно и долго ехать по красной трассе до самого Тиня. Мы стали соваться на черные трассы, но большая их часть не ратрачена и в буграх, а Сане это не нравилось.

На шестой день у нас случился кризис жанра: Саня не хотел больше кататься, в результате на гору мы выползли часов в 11, зато открыли для себя классное катание по ОК и Orange. Кроме того, на два дня взяли Сане в прокат лыжи: Head Monster 77 с чипом и третьи Бандиты. Монстры понравились больше, да и вообще это было дополнительное развлечение. Кроме того, мы вовсю катались по всяких бугристым «пистам натуридам» и не только. С учетом отсутствия снега практически полмесяца, катание проходило в духе аттракциона «Объедь камни». Собственно, мне было это не так страшно, т.к. я на 20кг легче, а Саня на прокатных лыжах тоже неплохо себя ощущал.

Французы догадались включить и не выключать пушки только дня за три до снегопада, зато потом их не выключали даже во время оного, т.к. трассы содрали до земли. День на 7 мы вылезли на face. Впечатляет, особенно по льду с землей и камнями…

В предпоследний день бесснежья мы с утра поехали в Тинь и вниз по sache. Наверху у нее много бугров, потом выкат, а потом очень крутой ледяной участок, в одном месте которого торчал просто голубой лед. Мы там ездили уже не раз и знали, что по этому ледяному участку лучше ехать по самому краю или вообще по лесу. За нами ехала группа товарищей человек 15-20. Пока мы скреблись по краю, они нас догнали, и… первый пошел… После первой же попытки повернуть он полетел вниз, как по ледяной дорожке, метров 100 не меньше, закрывая голову руками и даже не пытаясь тормозить. За ним второй, третий, потом женщина, которая чудом зацепилась перед самым голубым льдом и ей ее же лыжа въехала в голову, потом бабушка, и еще, и еще. И так человек 10… Мы даже не пытались ехать вниз, пока этот неконтролируемый человекопад не закончился. К счастью, никто на покалечился, но этот «полигон для летающих слоников» мы запомнили надолго.

Уже ближе к окончанию нашего бесснежного катания в последний день мы решили поехать по синей трассе  «писте L» до самого низа в Лайзинант. Это было ошибкой, т.к. мы только успевали замечать камни. Два Саня, который был уже на своих лыжах,  не заметил и в результате, поднявшись обратно на гору, мы обнаружили, что у его лыж посредине под крепами сверху выдран очень нехилый клок, а кант просто погнут и вывернут. Я отмела все идеи о поездке вниз по красной трассе, по синей мы допилили до вагончика Форета, а там и Саня понял, что ехать на таких лыжах небезопасно. Вниз мы ехали на вагончике…

На утро понедельника, 16 января, на день раньше прогноза французской метеослужбы, выключили солнце и, наконец, пошел снег… Он падал большими медленными хлопьями и постепенно прикрывал собой голые камни… Мы поехали в Тинь. Поначалу все было более или менее нормально, хотя камней мы собирали немало, т.к. их теперь просто не было видно, но в середине дня, спускаясь по silene, которая вся в огромных буграх, мы обнаружили, что ничего не видим, т.е. кажется, что там гладкий участок, а на самом деле ты неожиданно упираешься в огромный бугор L После моего второго падения на таком «ровном» месте, мы поняли, что так больше нельзя, и при первой же возможности урулили на ровную красную трассу, а потом и вообще обратно в Валь Дизер.

А снег все усиливался. На следующий день мы поехали покататься по синей plan millet в Солаизе. Мы были там одни. Свою ошибку мы поняли сразу, еще на креселке, когда третьего кресла перед нами уже не было видно. Мы были в густом облаке… Кое-как по колено в снегу, мы съехали вниз, оказалось, что почти все трассы закрыты и мы поехали в центральную нижнюю часть. В результате катались на красной М, черной и бугристой А, которую очень быстро протерли до льда с сугробами вместо бугров, на face и joseray. Наверху, почти все было закрыто.

На третий день непрекращающегося снегопада машинки под окном превратились в сугробики, но подул ветер, и снег начало потихоньку сдувать. Трассы ночью укатали и лед уже не проступал так сильно, кататься стало намного приятнее, только по-прежнему практически все было закрыто. Мы выяснили, что открыли OK и Orange и катались там. Там было классно. Особенно здорово было сесть где-нибудь сбоку от трассы на Orange, соорудив из лыж и пенок-сидушек скамейку, и пить горячий чай на зависть всем проезжавшим мимо. Снег уменьшался, и постепенно становилось видно горы, а вид там просто классный.

На следующее утро включили обратно солнце, от снегопада не осталось и следа, на небе было ни облачка, при этом тепло и безветренно. Так что заключительные два дня мы наслаждались снегом на трассах и теплом на улице. Проехали по много раз все самые любимые трассы: день был посвящен Солаизу с Форетом и день Тиню.

Из достопримечательностей на горе стоит отметить пещеру на леднике La Grande Motte в Тине. Ее прорубили в леднике и внутри построили скульптуры машинок из формулы 1, всяких австралопитеков и человеков прямоходящих, слонов, ящеров и прочих прелестей. Очень прикольно. Еще одну странную рукотворную пещеру мы нашли по пути в нижний Тинь по какой-то красной трассе: она забетонирована, но в ней то ли водопад, то ли еще что, и замершая вода выглядит как сталактиты и сталагмиты. Еще в вагончике на Форете один англичанин рассказал нам, что правильной формы озеро наверху второго вагончика искусственное, и построили его после того, как ледник в Форете стал отступать и три года не было летнего катания. После того, как сделали озеро, которое очень-очень глубокое, воду летом из него используют для оснежения и теперь опять можно кататься. А из трасс стоит отметить уже упоминавшиеся sache, OK, orange, синию santons, ведущую к ресторану Клошетон, где самый вкусный горячий шоколад, куча тортиков, восхитительная лазанья и очень уютно внутри в снегопад. Сама santons проходит в ложбинке и, если народу не много, то очень классно, не напрягаясь, ехать с одного бортика ложбинки до другого. Еще в Солаизе есть красная st jacques, которую вверху не ратрачат, а выкат на нее с креселки по своей ширине равен длине лыж, в результате чего выкат соскребают до камней и надо очень аккуратно оттуда выезжать. Один раз какой-то инструктор повез туда группу бабулек и дедулек, мы ждали минут 15, пока они все проползли там и содрали весь оставшийся снег. А потом долго снизу смотрели, как они там корячатся на буграх. Наверное, инструктор не рассчитал силы своей аудитории… Мне еще очень нравилась красная arcelle, но после снегопада ее закрыли. Очень красиво ехать от креселки, идущей от Лайзинанта, там красная трасса, которая вверху долго петляет и больше похожа на зеленую, но окружающие пейзажи заставляют забыть о цвете трассы. Вообще Эспасс Килли – это бескрайние просторы всевозможных трасс и иных пригодных для катания мест.

Так что все было восхитительно!

Аревуа, Франция! Мы еще вернемся в твои восхитительные горы!

 

Бюджет на двоих на 2 недели:

Путевка (чартер, аппартамент, виза, трансфер, страховка) – 1 985 евро

Еда внизу (супермаркет) – 268 евро

Еда на горе – 374 евро

Скипасс – 620 евро

Прокат на 7 дней – 190 евро

Подарки – 107 евро

Всякая всячина – 154 евро

Итого: 3 698 евро

Hosted by uCoz

Путешествия
© RinAlex.narod.ru, 2006 Copyright.


Hosted by uCoz