Цавтат (Хорватия)(14.07.2006-21.07.2006)

Я плаваю в кристально чистой зеленоватой воде у берега моря, вокруг меня покрытые мелкими ракушками и водорослями камни, между которых плавают рыбки. В эту идиллию вторгается шум какого-то моторчика, он становится все более явным, переходя в мурлыканье… это любимый кот у меня на голове свил гнездо… Я уже дома, а восхитительное море осталось за три тысячи километров… Там, где всегда лето и среднегодовая температура 17 градусов, там где покрытые ослепительной зеленью горы Южной Далмации спускаются прямо к воде и там плавно переходят в подводные глыбы всевозможных оттенков.

Мы уехали в Хорватию совершенно неожиданно, так сложилось, что пришлось решать вопрос об отпуске за один день и улетать через неделю. Десятидневных вариантов не осталось и нам посоветовали поехать в пятницы по пятницу в Цавтат, в 20 км от Дубровника, расположенный на 2 полуостровах и выходящий в два залива. Поселили нас в частном секторе, что сразу решило вопросы моих страхов перед отелями на 200 и более номеров.

Наш маленький домик с громким названием вилла «Tija» находился практически в центре городка, окна выходили на море, единственным минусом нашей комнаты было отсутствие балкона или террасы. Во всех апартаментах были террасы, но нам двухкомнатная квартира на неделю была явно велика, и мы не стали платить на 300 евро больше. К тому же мы единственные из комнат пользовались большой летней кухней с террасой, где было приятно утром и очень уютно вечером под шум города и звуки моря.

Спускаясь в центр мы сразу же попадали в старый порт, откуда можно было пойти либо направо, либо налево, чтобы искупаться. Собственно, многие купались прямо в порту, т.к. вода была чистейшая: в порту стояли только яхты и маленькие лодочки. Сразу за портом начинались официальные пляжи, представлявшие собой бетонные плиты на узком берегу с лежаками, зонтиками и лесенками для спуска в воду. Мы сразу сообразили, что нам там не нравится и пошли дальше на дикие пляжи, которые представляли собой куски скал и валуны на берегу, изредка перемежавшиеся небольшими галечными островками.

Первая попытка зайти в воду чуть не закончилась трагедией: я зашла почти по пояс, когда обнаружила, что все дно усеяно чем-то черным и колючим. Осторожно выбравшись обратно, мы выяснили, что это нечто очень похоже на морских ежей из книжек. Немного подумав, мы стали заходить в воду в наших шлепках, а купаться потом с ними в руках. Это было неудобно, поэтому впредь мы искали места для купания без ежей, т.к. купаться даже в специальных тапках неприкольно.

С нашей точки зрения в самом Цавтате есть всего два классных места для купания. На самом мысу главного полуострова есть маленькая заводь, где резвятся дети. Из нее есть узкий выход в море, откуда можно поплыть в любой из заливов, изучая по дороге камни, рыб и заплывая в крошечные заводи, полные всякой морской живности. Плавать там надо только вдоль берега в маске и с ластами, т.к. там сразу глубоко и на глубине ничего не видно и неинтересно. На камнях под водой попадаются ежики и, чтобы на них не натолкнуться, надо их видеть. Залив по правую руку более холодный, по левую – теплее. Второе место - это уже в открытом море на другом полуострове. На том полуострове стоит пятизвездочный отель Кроатия и этот пляж в принципе относится к нему, но купаться там можно кому угодно (главное не зарулить на нудистский, который рядом). Представляет он собой достаточно крутые скалы на высоком обрыве, залитые местами цементом в крошечные площадки (там такие пляжи вообще обычное дело), спуск в море оборудован лесенкой. В понимании гостей этого отеля – это дикий пляж. Как ни странно, вода в открытом море более теплая, чем в заливах, говорят, потому что в заливах бьют ключи. Недостаток этого пляжа в том, что там целый день солнце и нет ни кусочка тени. Поэтому мы там купались либо с утра, либо на закате.

Гулять мы особо не ходили, т.к. я сразу же стерла ногу со всех сторон сразу. Наши прогулки ограничивались дорожками по берегам обоих полуостровов: днем и на закате мы гуляли по мысу около Кроатии, по узкой тропинке вдоль кустов и лиственниц падающих в море с обрыва, иногда спускаясь по обрывам вниз, однажды даже умудрились на мысу искупаться. После заката ходили вдоль другого, где подолгу сидели на лесенке нашего любимого пляжа, слушая море и наблюдая мерцающие огни Дубровника. Прилетев в Москву, Саня очень переживал, что некуда сходить посидеть на море… даже не купаться, а просто вечером посидеть на берегу.

На третий день нашего пребывания подул сильный ветер, вода оказалась холодной, сидеть на солнце было невозможно, т.к. в предыдущий день уже сгорели, т.к. плохо намазались кремом, вообщем, все не здорово. Из ситуации мы вышли, взяв на прокат мопедик и поехали на юг. Сначала хотели осмотреть всякие местные культурные достопримечательности, но благополучно все проскочили, т.к. к такому средству передвижения не привыкли. Потом решили, что нам жарко и хочется искупаться и стали искать съезды к морю. Таким образом доехали до неких конюшен, хозяев там не нашли и поехали к морю по дорожке, которая вилась, вилась и вывела нас к какому-то летнему домику на берегу, где хорваты с обрыва метров 50 кидали спиннинги, ловя рыбу. Они были крайне изумлены нашему появлению, но отнеслись нормально, единственное, крайне не рекомендовали внизу купаться, т.к. там были огромные камни, и место было явно нетуристическое. Нам разрешили сходить вниз по бетонной лесенке без перил, посмотреть на море, предложили остаться и поесть с ними рыбы, но мы хотели купаться и двинулись дальше. Они нам сказали, что в 12 км будет некий автолагерь, где хороший пляж. По дороге мы не раз останавливались, т.к. виды были просто восхитительные. Автолагерь был в поселке Монулат – рыбацкой деревне, которая тоже была туристическим центром. Пляж там был в заливе, и дно было песчаное. Ежиков не было, но особых красот тоже. Мы с трудом нашли, где поесть, и поехали дальше. Согласно имеющейся у нас информации впереди нас ждал природный и приключенческий парк Превлака.

Полуостров Превлака – это самая южная точка Хорватии. По дороге на него виден пограничный пост с Черногорией, а сама Черногория очень хорошо видна с Превлаки. Самая большая достопримечательность острова – форт на самом его мысу, построенный где-то в Наполеоновские времена. Во времена последней балканской войны этот полуостров захватили какие-то недружественные хорватам югославы, а только в 2002 году с полуострова ушли ООНовские миротворцы и там был организован парк. Следы военного присутствия везде: в брошенных бараках по всему парку, в пробоинах стен форта, странных конструкциях очевидно военного назначения. В парке играют в пейнтбол и лазают по специальным стенкам. Возможно, там здорово побродить пешочком, но мы ездили там на каком-то автопоезде, переделанном из старого трактора, и вообщем-то пришли к выводу, что особо интересного там ничего нет. Пожалуй, кроме цветущих агав, у которых стебли цветков толщиной в Санину руку. Огромные агавы там растут везде, но цвели они только на Превлаке.

На обратном пути мы были полны решимости найти пляж поближе к Цавтату и мы сделали это. Поворот в деревне Чилипи, дорога, перемежающаяся асфальтом и щебенкой с огромным уклоном вниз и мы приезжаем на стоянку на обрыве. По узкой тропинке, по которой возвращался мужик, идем вниз и приходим на забетонированный обрыв, много меньше и много уже, чем у Кроатии, и с маленьким уступом внутрь. Спуск к воде по бетонной лестнице, около скал сразу же сильно глубоко. Забираться на лестницу я научилась с третьего раза, предварительно вся ободравшись. Но как там красиво и какая там чистая и теплая вода!!!!! Мы вернулись туда еще раз на следующий день после поездки в Дубровник. Мы бы ездили туда еще много раз, только не на чем уже было, а брать напрокат мопед ради поездки туда вроде как глупо было. Пляж этот видимо деревенский и купаются там только местные.

На следующий день мы попилили на нашем мопедике в Дубровник. Рассказывать про Дубровник особо нет желания (желающим могу дать почитать книжку по его истории с картинками), отмечу только, что впечатляет частота застройки в крепости: крыши, крыши и еще раз крыши. До особо сильной жары успели залезть на стены крепости, но обойти их все не смогли, т.к. было невыносимо жарко. Поскольку Саня не хотел купаться под стенами крепости на пляже а-ля у Кроатии, мы решили поехать в некий город Затон, где по имеющемуся описанию было тенисто и красиво. Однако очень быстро мы обнаружили, что Дубровник – это не только крепость, но и вообщем-то немаленький город для нашего мопедика. Мы сразу же встали в пробке, потом вообще заблудились, купили карту, выяснили, что для того, чтобы просто выехать из города, нам еще пилить и пилить и вернулись к крепости. Там сели на катер и через 15 минут были на ближайшем острове Локрум, где по карте значились штук 5 пляжей.

Локрум – это очередной парк, где оставаться после отплытия последнего катера запрещено, курить запрещено, есть какие-то развалины монастыря, в которые мы еще заглянули, и форт на горе, куда мы, естественно, в такую жару не пошли. По дороге на пляж мы наблюдали некую лужу под названием Мертвое море, говорят с соленой водой. Нам очень рекомендовали там искупаться, но мы не стали. Пляж представлял собой огромную площадку, как ни странно, плоскую, но состоящую из множества небольших камней примерно одинаковой высоты и плоских наверху. Камни были черного цвета, возникло ощущение, что это застывшая лава. Вся эта поверхность, естественно, была залита солнцем. Мы с трудом нашли на самом краю место под деревом и перетащили туда лежак. Под водой там было обычно, скорее над водой было интереснее, но солнце неуклонно наступало на наш тенек. Вообщем мы очень быстро уехали обратно. Поели в старом порту и поехали на пляж… в Чилипи.

На следующий день мы решили, что обычного мопедика нам недостаточно и еще необходимо покататься на водном. Катались оба первый раз. Вдохновляет: по заливу не более 6 миль в час, а выехав из него, можешь ехать хоть направо, хоть налево хоть в открытое море. Море было не совсем спокойным и экстриму для первого раза хватало. Дают его на полчаса, но мы накатались даже раньше, даже ноги стали замерзать.

Еще один день у нас был посвящен экскурсии на Элафитские острова недалеко от Дубровника на катере Долорес, за которую мы отдали аж 120 евро. Экскурсию организовывают исключительно для русских. Стандартная экскурсия на эти острова стоила бы нам раза в два дешевле, но нас подкупили тем, что экскурсия будет не по населенным местностям как в стандартном варианте, а по тем частям островов, где нет поселений, зато есть гроты. Наверное, это стоило того, особенно с учетом жары. При +35 ходить по поселениям желания не возникало, а в эту поездку мы накупались так, что в последний день нам даже купаться больше не хотелось. Сначала нас привезли к некому голубому гроту: в него заплываешь, даже нырять не надо, доплываешь до конца и, если смотреть на его выход, то вода в нем кажется голубой-голубой. Там же капитан нам наловил всяких ежей и морских звезд на глубине. Я не представляю, как он туда ныряет, т.к. при попытке нырнуть метра на 2 вглубь закладывает уши, и вода неумолимо выталкивает наверх, а он там по дну плавал и отковыривал всяких морских живностей. Он нам рассказал, что бывают женские ежи, это которые украшают себя всякими ракушками и листиками, а обычные черные – это мужские. Потом нас перевезли к зеленому гроту, он не впечатлил. Там рядом было еще два, один узкий и заканчивающийся тупиком, а во второй я полезла вслед за какими-то немцами одна без Сани. Он тоже был узким, но не заканчивался, а если переждать волну и поднырнуть, то можно было продвигаться вперед. Я так и двигалась, в одном месте меня вода вытолкнула, и я застряла, но как-то пролезла, ободравшись слегка, и вылезла с другой стороны. Немцы, обсудив, что им смертельно страшно идти обратно, полезли наверх на камни, решив обходить эту дырку верхом. Когда наш катер уже отплыл, они все продолжали лазать по верху и искать спуск вниз. Хорошо, что я за ними не пошла. Поскольку я не была уверена, что обплывать этот мыс не будет слишком далеко, я решила возвращаться обратно, тем более, что я понимала, что меня нет уже долго. Обратная дорога прошла удачнее. Оказалось, что капитаны сознательно не повели народ в эту расщелину, т.к. были волны, и они боялись, что люди там застрянут. Потом нас привели на редкое явление в Хорватии – песчаный пляж. Я поначалу даже расстроилась, там оказалось неинтересно. Я даже не сделала ни одной фотки там J. Но песок там такой горячий, что по нему невозможно ходить босиком. Там мы тусили два часа, и там же нам кормили всякими морскими разностями и поили молодым хорватским вином. Было вкусно, и вино ударило в голову, правда, после первого же окунания хмель ушел. Мужики поймали там осьминога, его выпустили потом, но есть подозрение, что пока все с ним пофоткались, он сдох и совершенно безжизненный болтался по дну. Потом нас отвезли еще в одну бухту, где мы опять купались с катера, смотрели на камни, рыб, расщелины, вылезали на камни, и вообще было здорово. Приехали домой совершенно умучавшиеся, но с целым ворохом впечатлений. Сидели в кафе на удобных креслах, пили кофе, смотрели на закат, и шевелиться совсем не хотелось.

Так прошла наша неделя: тихо и мирно, без спешки. Мы практически не осмотрели исторические достопримечательности, в том числе и самого Цавтата, но накупались вволю, купили подводный фотик и пощелкали под водой, изучили кучу местной флоры и фауны.

Перед отлетом, мы, наученные ожиданием чартеров в аэропортах, долго планировали, что делать, если задержат самолет, решили брать машину на 1 день и ехать в Чилипи на пляж, если что. Но нас загрузили в самолет вовремя, однако через 10 минут стояния объявили, что вылет задерживается и нас просят выгрузиться обратно в транзитную зону… из которой никуда не деться. Слава богу, сидели мы там только 2 часа. А в Москве было +16… но солнечно.

Путешествия
© RinAlex.narod.ru, 2006 Copyright.